Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения.
Впервые Всемирный день защиты прав потребителей отмечался 15 марта 1983 г.
Спустя два года - 9 апреля 1985 г. - Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей.
Всемирная организация союзов потребителей (CI), под эгидой которой отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, признает 8 основных прав потребителей:
право на удовлетворение основных нужд (на основные базовые товары и услуги);
право на безопасность (право быть защищенным от продуктов, производственных процессов и услуг, опасных для здоровья и жизни);
право на информацию (право на защиту в случае мошеннически ложных или вводящих в заблуждение информации, рекламы, надписей на товарах);
право на выбор (право возможности доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам);
право на выражение интересов потребителей (отстаивать свои интересы, принимать предложения потребителей к рассмотрению при формировании и осуществлении экономических и иных аспектов политики);
право на возмещение (на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения);
право на потребительское просвещение, позволяющее потребителю грамотно отстаивать свои потребительские права, а также воздействовать на сферы производства и реализации товаров и услуг;
право на здоровую окружающую среду.
Защита прав потребителей, как отрасль российского права, возникла в апреле 1992 года с вступлением в действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». В отличие от многих законодательных актов это закон прямого действия – любой потребитель, прочитав его, может самостоятельно защитить свои интересы.
Ежегодно определяется тема проводимого мероприятия.
В связи с сохраняющейся обеспокоенностью мирового потребительского сообщества состоянием дел на рынке финансовых услуг тема Всемирного дня защиты прав потребителей посвящена вопросам защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг.
Международной Федерацией потребительских организаций Consumers International (CI) объявлен девиз очередного Всемирного дня защиты прав потребителей – «Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг».
Проблемность и нестабильность данной сферы правоотношений напрямую связана с отсутствием эффективной конкуренции на рынке финансовых услуг, что делает его сложным и недоступным для потребителя.
Доступ к получению безопасных, стабильных, законных финансовых услуг имеет важное потребительское значение во всем мире.
Освещение данной тематики в нашей стране призвано определить ее приоритеты и меры, реализация которых позволит обеспечить решение важнейших задач социально – экономического развития России в современном мире.
Ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления путем рассмотрения жалоб потребителей, консультирования их по вопросам защиты прав потребителей, предоставления информации о поступивших жалобах в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике - Чувашии.
Исполнение функций по вопросам защиты прав потребителей возложено на отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации района. В 2011 году по вопросам защиты прав потребителей поступило 9 обращений (на личном приеме). Данные обращения зарегистрированы в журнале. Поступившие обращения удовлетворены в пользу потребителей без обращения в судебные органы. Статьей 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена судебная защита прав потребителей. По некоторым обращениям консультации проводились с юристом Территориального отдела Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в Цивильском районе или было рекомендовано обращение непосредственно к юристу.
Обращения потребителей касались как приобретения товаров ненадлежащего качества, так и проведения некачественного ремонта. Во всех случаях были нарушены права потребителей в отношении товаров длительного пользования о безвозмездном предоставлении потребителю на период ремонта аналогичного товара в соответствии со ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей».
По обращениям потребителей по телефону даны подробные консультации в соответствии с действующим законодательством.
Наибольшее количество обращений потребителей по телефону связано с приобретением сотовых телефонов ненадлежащего качества, не предоставлением аналогичного товара на время проведения ремонта в соответствии с действующими Правилами. При проведении консультаций необходимости составления претензий не было.
В Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), извещения не направлялись, так как жалоб потребителей на товары (работы, услуги) ненадлежащего качества опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды не поступало.
В течение 2011 года, в соответствии с графиком работы, специалистами администрации района осуществлялись выезды в администрации сельских поселений, встречи с населением, посещение торговых точек, во время которых проводилось разъяснение действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, Правил продажи отдельных товаров, ценообразование на социально значимые продовольственные товары.
По вопросам защиты прав потребителей населению района можно обращаться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Цивильском районе, который осуществляет надзор за соблюдением изготовителями, исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам), в отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района по телефону 2-16-09, 2 – 18 – 02 (каб. 210), а также в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии и общественные объединения по вопросам защиты прав потребителей.
Если Вы решили оформить потребительский кредит...
Потребительский кредит - это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд. Данный вид кредитования в настоящее время очень популярен. Приобретение товара в кредит может стать удачным шансом в решении насущных бытовых вопросов и реальной возможностью получения желаемой вещи уже сегодня, а для кого-то выплата кредита оборачивается непосильной обузой, о реальной «экономической» тяжести которой, человек не знал и не догадывался.. Для заемщика банковский кредит – это прежде всего деньги, которые обязательно придется вернуть. Если же Вы решили взять потребительский кредит, то воспользуйтесь следующими рекомендациями:
1.Принимайте взвешенные решения о необходимости получения заёмных средств, а также трезво оценивайте свои возможности по своевременному погашению кредита.
2.Внимательно изучите всю информацию о кредите и условиях его погашения. Необходимо получить от сотрудников банка исчерпывающую информацию об условиях кредитования, в том числе обо всех (без исключения) платежах, связанных с получением кредита и его обслуживанием. Для принятия взвешенного решения поможет получение и сравнение данной информации от нескольких банков.
3.Внимательно изучите кредитный договор, и другие документы. Попросите выдать Вам на руки типовую форму кредитного договора (отказ в выдаче должен Вас насторожить и договор лучше не заключать). По возможности следует взять на раздумье некоторое время, чтобы в спокойной обстановке прочитать и проанализировать документы, проконсультироваться с опытным юристом. Кредитный договор в обязательном порядке должен содержать сведения о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем и график погашения этой суммы. В расчет полной стоимости кредита должны включатся все платежи заемщика по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора. Особое внимание нужно уделять положениям, устанавливающим обязанности заемщика (обязательства, ответственность); необходимо убедиться, что договор не содержит условий, о которых вам неизвестно или смысл которых неясен. Если какие-либо условия кредитования вам непонятны, просите разъяснения у сотрудников банка, уточняйте интересующие вас вопросы. Если вы не получили необходимого разъяснения или полагаете, что вас вводят в заблуждение, лучше отказаться от сделки или отложить принятие решения о заключении договора.
4.Подписывать кредитный договор (иные документы банка) можно, только если все условия понятны. Вы должны точно представлять, какие платежи и когда необходимо будет произвести. Если кредитный договор уже подписан и при этом содержит условия, ущемляющие права заемщика-потребителя, предусмотренные действующим законодательством - это является нарушением, за которое установлена административная ответственность.
5.Вносите платежи точно в срок, иначе у банка появится повод расторгнуть с вами договор и потребовать вернуть деньги досрочно. Лучше всего вносить платежи непосредственно в кассу банка или его банкомат.
6.Внимательно проверяйте полученные от банка квитанции и храните их в течение 3 лет после полного погашения кредита.
Получение кредита требует серьезного отношения к изучению всех условий, на которых предоставляется кредит и санкций за неисполнение заключенного договора. |