ПОЛОЖЕНИЕ
о республиканском конкурсном марафоне добровольческих
инициатив
«Спешите делать Добро!»
I.
Общие положения
1.1. Республиканский конкурсный марафон добровольческих
инициатив «Спешите делать Добро!» (далее – Марафон) организуется во исполнение
Указа Президента Чувашской Республики от 14.12.2007 года № 110 «О Годе добрых
дел» в целях пропаганды и распространения среди детей и молодежи позитивных
идей добровольного служения обществу, их вовлечения в процесс оказания практического
содействия в решении актуальных проблем республиканского сообщества.
1.2. Марафон представляет собой комплекс конкурсных
акций и мероприятий, программ и проектов, реализуемых в течение 2008 года.
1.3. Итогом Марафона должно стать формирование Банка
данных добровольцев (приложение № 1), добровольческих команд (приложение № 2) и
добровольческих инициатив (приложение № 3) Чувашской Республики по различным направлениям.
II.
Сроки
Марафон проводится в течение 2008 года в следующие сроки:
I этап (с 1 по 31 января
II этап (с 1 февраля по 30 ноября
III этап (декабрь
III.
Организаторы, операторы, партнеры и участники. Формы и
условия участия.
3.1. Организаторами Марафона выступают Министерство
образования и молодежной политики Чувашской Республики, Чувашская
республиканская молодежная общественная организация «Молодежное добровольческое
объединение Чувашии».
3.2. К партнерству в рамках Марафона приглашаются
органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного
самоуправления, представители бизнес-сообщества, средств массовой коммуникации,
рекламные агентства, осуществляющие любого вида вклады (интеллектуальный,
физический, материальный, финансовый).
3.3. К участию
в Марафоне приглашаются:
- органы управления образованием и по делам молодежи
администраций районов и городов Чувашской Республики;
- дошкольные образовательные учреждения;
- общеобразовательные учреждения;
- интернатные учреждения (школы-интернаты, детские
дома);
- учреждения дополнительного образования детей;
- учреждения начального, среднего и высшего
профессионального образования;
- общественные организации и объединения, в т.ч.
советы работающей молодежи;
- предприятия и организации любых форм собственности,
индивидуальные предприниматели;
- средства массовой коммуникации, рекламные агентства;
- физические лица.
3.4. Все действия в рамках Марафона производятся на
безвозмездной основе, не преследуя целей получения какой-либо материальной или
финансовой прибыли.
3.5. Участие в
Марафоне предполагает соблюдение следующей последовательности:
Январь 2008 года
1. Формирование добровольческих команд из класс-комплектов,
групп, кружков (секций, студий), академических групп (для образовательных
учреждений), общественных организаций и объединений.
2. Разработка и тиражирование индивидуальных дневников
добровольцев (приложение № 7) с символикой и названием команды группы,
класса-комплекта, группы и т.д. (для дошкольных образовательных учреждений,
учеников младшего и среднего школьного звена общеобразовательных учреждений,
младших групп учреждений дополнительного образования).
3. Регистрация участников на форуме Марафона (www.molgorod.info) – для учеников старшего школьного возраста (в т.ч.
воспитанников учреждений дополнительного образования), учащихся и студентов
учреждений профессионального образования и других физических лиц –
представителей общественных организаций и объединений, предприятий и
организаций любых форм собственности, индивидуальных предпринимателей, средств
массовой коммуникации и рекламных агентств, жителей Чувашской Республики.
4. Определение содержания деятельности в рамках
Марафона (для образовательных учреждений – проведение с целью выявления
актуальных проблем местного сообщества проектной сессии (для воспитанников
дошкольных образовательных учреждений, обучающихся младших классов с участием
родителей), разработка годовых проектов по решению обозначенных проблем (один
проект – на одну команду)).
5. Информирование (с обязательным указанием ссылки на
сайт участника-заявителя) республиканского Координационного комитета об участии
в Марафоне, планируемых мероприятиях (приложение № 3) по адресам электронной
почты molod8@cap.ru; boriskrasnov@yahoo.com;
для органов управления образованием и по делам
молодежи администраций районов и городов Чувашской Республики, образовательных
учреждений – размещение на своих сайтах баннера и строки на сайте администрации
района (города) Чувашской Республики баннера (строки в баннере «2008 – Год
добрых дел») «Марафон добровольческих инициатив» следующей информации:
- перечень добровольческих команд образовательных
учреждений, общественных организаций и объединений (приложение № 2) с указанием
количества добровольцев;
- проекты (приложение № 3) команд (содержание,
план-график реализации, итоги);
- совершенные добрые дела (дата, наименование дела,
количество добровольцев, благополучателей, фото-, видео-материалы, публикации в
периодических изданиях в отсканированном формате).
Январь-ноябрь 2008 года
6. Реализация проектов, проведение акций и
мероприятий, ежемесячное (до 5 числа следующего за отчетным месяца) пополнение
сайта информацией (приложение № 8) о проделанной работе (для органов управления
образованием и по делам молодежи администраций районов и городов Чувашской
Республики, образовательных учреждений), информирование республиканского
Координационного комитета по адресам электронной почты molod8@cap.ru;
boriskrasnov@yahoo.com – для остальных
участников.
Внесение информации о совершенных добрых делах на
форуме и в живом журнале молодежного сайта «Молгород» (www.molgorod.info).
Ежемесячно республиканский Координационный комитет в
срок с 5 по 10 число следующего за отчетным месяца проводит мониторинг сайтов и
формирует рейтинг участия органов управления образованием и по делам молодежи
администраций районов и городов Чувашской Республики, образовательных учреждений и общественных организаций и объединений в
Марафоне.
20-30 ноября 2008 года
7. Размещение на сайте итоговых материалов работы с
мультимедийной презентацией или видеороликом (для органов управления
образованием и по делам молодежи администраций районов и городов Чувашской
Республики, образовательных учреждений), для остальных участников – направление
информации в республиканский Координационный комитет итогов по адресам
электронной почты molod8@cap.ru; boriskrasnov@yahoo.com,
выдвижение реализованных добровольческих проектов, кандидатур в индивидуальном
зачете для участия в республиканском конкурсе по номинациям «Доброволец Года».
3.6. Для проведения Марафона формируется
республиканский Координационный комитет (далее – Комитет), состоящий из всех
представителей операторов проектных групп и операторов по взаимодействию со
всеми участниками Марафона.
3.7.
Операторы, отвечающие за взаимодействие с участниками Марафона, осуществляют
сбор информации о деятельности, ежемесячный мониторинг реализованных программ и
проектов, предоставляют информацию оператору проекта «Нас – 335795!» (копилка
добрых дел).
3.8.
Операторы, отвечающие за деятельность проектных групп, разрабатывают содержание,
технологию реализации и развитие указанных направлений.
3.9.
Информация, методические материалы по реализации направлений проектных групп
направляются участникам в течение Марафона согласно установленным срокам.
3.10. Операторами Марафона, курирующими деятельность
проектных групп, взаимодействие с различными категориями участников, являются:
Оператор |
Курируемая область деятельности / формы участия |
Администрация
Алатырского района Чувашской Республики Отдел развития общего образования Минобразования Чувашии
Отдел молодежной политики и воспитательной работы
Минобразования Чувашии |
- взаимодействие с органами управления образованием
и по делам молодежи администраций районов и городов Чувашской Республики, дошкольными
образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями, учреждениями
дополнительного образования детей Чувашской Республики - республиканский конкурс отрядов юных добровольцев участники – органы управления образованием и по делам
молодежи администраций районов и городов Чувашской Республики, дошкольные
образовательные учреждения, общеобразовательные и интернатные учреждения,
учреждения дополнительного образования детей Чувашской Республики |
РГОУ для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Козловский детский
дом» Отдел ресурсного обеспечения Минобразования Чувашии |
- взаимодействие с интернатными учреждениями
Чувашской Республики (детскими домами, школами-интернатами) - проект «Рука помощи» (программы и проекты, направленные
на решение проблем социального сиротства) участники – все категории |
ФГОУ СПО
«Чебоксарский экономико-технологический колледж» Отдел начального и среднего профессионального
образования Минобразования Чувашии |
- взаимодействие с учреждениями начального и
среднего профессионального образования -
республиканский конкурс добровольческих команд участники – учреждения
начального, среднего профессионального
образования -
проект «Мы благодарны» (адресная поддержка ветеранов (в том числе
педагогического труда), одиноких лиц пожилого возраста, проживающих в микрорайоне
образовательного учреждения) участники – все
категории |
Чебоксарский
кооперативный институт (филиал) АНО ВПО Центросоюза Российской Федерации
«Российский университет кооперации»
Отдел науки и высшей школы Минобразования Чувашии |
- взаимодействие с учреждениями высшего профессионального
образования -
республиканский конкурс добровольческих команд участники – учреждения
высшего профессионального образования - проект «Молодежная консультация» (консультирование
молодежи, нуждающихся категорий населения по профилям получаемого
образования) участники – учреждения среднего и высшего профессионального
образования - интернатные учреждения (шефское закрепление учреждений
высшего и среднего профессионального образования за интернатными
учреждениями) участники – учреждения высшего и среднего профессионального
образования |
Чувашская
республиканская молодежная общественная организация «Молодежное добровольческое
объединение Чувашии» Отдел молодежной политики и воспитательной работы
Минобразования Чувашии |
- взаимодействие с общественными организациями и объединениями,
предприятиями и организациями любых
форм собственности, средства массовой коммуникации, рекламными агентствами,
физическими лицами - связь с общественностью и реклама (разработка
стиля, Internet-страницы, форума и
живого журнала, изготовление имиджевой полиграфической продукции (плакатов,
стикеров, флажков, листовок, наборов футболок и бейсболок, буклетов о
Марафоне и его итогах), изготовление и трансляция имиджевых аудио-,
видео-роликов, итогового фильма, размещение рекламных модулей, средств
наружной рекламы, проведение имиджевых акций) участники – предприятия и организации любых форм
собственности, рекламные агентства, полиграфические компании - серия семинаров по организации добровольческой деятельности
участники – образовательные учреждения Чувашской Республики - меценатство и благотворительность участники – предприятия и организации любых форм
собственности, индивидуальные предприниматели: - разработка и реализация благотворительных проектов - участие в программах и мероприятиях Марафона - шефское закрепление учреждений профессионального
образования, представителей бизнес-сообщества за интернатными учреждениями
(на договорной основе) -
Всероссийская добровольческая акция «Весенняя неделя Добра – 2008» в Чувашской
Республике участники – все
категории -
Всероссийский проект «Молодое поколение – энергия Добра» в Чувашской Республике
участники – образовательные учреждения Чувашской Республики -
международные добровольческие лагеря участники – учреждения профессионального образования |
МОУ ДОД
«Чебоксарский городской Дворец детского и юношеского творчества» Отдел молодежной политики и воспитательной работы
Минобразования Чувашии |
- республиканский конкурс лидеров детских и молодежных
общественных организаций и объединений «Моя инициатива» участники – органы управления образованием и по делам
молодежи администраций районов и городов Чувашской Республики, общеобразовательные
учреждения Чувашской Республики, детские и молодежные общественные организации
и объединения |
Факультет
журналистики ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.
Ульянова» Отдел организационного и информационного обеспечения Минобразования Чувашии |
- пресс-центр (освещение мероприятий Марафона в
средствах массовой коммуникации) участники – средства массовой коммуникации: - информационное освещение программ и мероприятий
Марафона - разработка тематических программ и передач, рубрик
в эфире радиостанций, телеканалов, на страницах периодических изданий,
Интернет-сайтах Чувашии - изготовление и трансляция имиджевых аудио-, видео-роликов,
размещение рекламных модулей - размещение баннеров и других средств наружной
рекламы в районах и городах Чувашской Республики |
Сайт
«МолГород» (www.molgorod.info) Отдел молодежной политики и воспитательной работы
Минобразования Чувашии |
- проект «Нас – 335795!» (копилка добрых дел) участники – все
категории |
Территориальный
отдел управления образования администрации г. Чебоксары по Ленинскому району Отдел молодежной политики и воспитательной работы
Минобразования Чувашии |
- развитие сети общественно-активных школ участники – органы управления образованием и по делам
молодежи администраций районов и городов Чувашской Республики, общеобразовательные
и интернатные учреждения Чувашской Республики |
Управление федеральной почтовой связи Чувашской
Республики – филиал ФГУП «Почта России» Отдел развития общего образования Минобразования Чувашии
Отдел
ресурсного обеспечения Минобразования Чувашии Отдел
начального и среднего и профессионального образования Минобразования Чувашии |
Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» среди
воспитанников интернатных учреждений и обучающихся общеобразовательных
учреждений, учащихся учреждений начального профессионального образования участники – общеобразовательные и интернатные учреждения
Чувашской Республики |
IV.
Подведение итогов и награждение
4.1. Итоги Марафона подводятся на Международный день
добровольцев 5 декабря 2008 года.
4.2. В ходе церемонии закрытия Марафона состоится
презентация добровольческих команд образовательных учреждений, фильма
«Республиканский марафон добровольческих инициатив «Спешите делать Добро!», лучших
программ и проектов, республиканского Банка данных добровольцев, награждение
лучших представителей всех категорий участников Марафона.
4.3. Для подведения итогов
создается экспертная комиссия из представителей организаторов и партнеров
Марафона, определяющая победителей среди всех категорий участников, лучшие
программы и проекты.
4.4. Оценка участия в Марафоне осуществляется по двум
основным блокам: индивидуальный и командный (в т.ч., зачеты групп,
класс-комплектов и пр.) зачеты.
4.5.
Главным требованием участия в
конкурсном марафоне является ежемесячное предоставление (размещение на сайте
участника) материалов деятельности в период с января по ноябрь 2008 года, главными критериями – количество
совершенных добрых дел и количество благополучателей.
4.6.
Критериями оценки в индивидуальном
зачете являются количество совершенных добрых дел, реализованных
проектов, выпущенных статей и рекламных материалов, количество отработанных
часов, количество благополучателей, отраженных в дневниках добровольцев, на
форуме, наличие фото- и видеоматериалов (в цифровом формате).
4.7. Для участия в республиканском конкурсе по
номинации «Доброволец Года» от образовательного учреждения выдвигается один
человек.
4.8. Критериями оценки в командном зачете являются суммарное количество участвовавших
в Марафоне добровольцев, совершенных добрых дел, реализованных проектов, оригинальность
разработанного дневника, выпущенных статей и рекламных материалов, отработанных
часов, благополучателей, наличие собственно-выпущенной полиграфической
продукции (для образовательных учреждений, администраций районов и городов
Чувашской Республики) как средства агитации и пропаганды идей Года добрых дел,
фото- и видеоматериалов, публикаций (в цифровом формате).
4.9.
Номинации «Лучшие органы управления образованием и по делам молодежи –
организаторы добровольческой деятельности» среди администраций районов
(городов) Чувашской Республики оцениваются по критериям командного зачета с добавлением условий достижения
количества совершенных добрых дел, соответствующего количеству молодежи в
районе (городе), широкого информационного освещения деятельности молодежи на
сайтах администраций районов и городов.
4.10.
Республиканский марафон добровольческих инициатив проходит на конкурсной основе
по следующим номинациям:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЗАЧЕТ
«Доброволец
Года» среди:
воспитанников
дошкольных образовательных учреждений;
обучающихся
общеобразовательных учреждений;
воспитанников
учреждений дополнительного образования детей;
воспитанников
интернатных учреждений (школ-интернатов и детских домов);
учащихся
учреждений начального профессионального образования;
студентов
учреждений среднего профессионального образования;
студентов
учреждений высшего профессионального образования;
членов
общественных организаций и объединений;
сотрудников
средств массовой коммуникации по направлению «Печатные средства массовой информации»;
сотрудников
средств массовой коммуникации по направлению «Радиостанции»;
сотрудников
средств массовой коммуникации по направлению «Телевидение»;
сотрудников
средств массовой коммуникации по направлению «Internet-сайты»;
сотрудников
рекламных агентств;
сотрудников
предприятий и организаций любых форм собственности, компаний индивидуальных
предпринимателей;
физических
лиц;
КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ – подводится на
муниципальном уровне
(среди групп, класс-комплектов и т.д. образовательных
учреждений)
«Доброволец
Года» среди:
групп
дошкольных образовательных учреждений
класс-комплектов
общеобразовательных учреждений;
кружков
(секций, студий) учреждений дополнительного образования детей;
класс-комплектов
(групп) интернатных учреждений (школ-интернатов и детских домов);
академических
групп учреждений начального профессионального образования;
академических
групп учреждений среднего профессионального образования;
академических групп учреждений высшего
профессионального образования;
КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ
«Доброволец
Года» среди:
дошкольных
образовательных учреждений;
общеобразовательных
учреждений;
учреждений
дополнительного образования детей;
интернатных
учреждений (школ-интернатов и детских домов);
учреждений
начального профессионального образования;
учреждений
среднего профессионального образования;
учреждений высшего профессионального образования;
общественных организаций и объединений;
средств массовой коммуникации по направлению «Печатные
средства массовой информации»;
средств массовой коммуникации по направлению
«Радиостанции»;
средств массовой коммуникации по направлению
«Телевидение»;
средств массовой коммуникации по направлению «Internet-сайты»;
рекламных агентств;
предприятий и организаций любых форм собственности;
компаний индивидуальных предпринимателей;
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НОМИНАЦИЯ – подводится на
муниципальном уровне
«Лучший добровольческий
проект» среди:
дошкольных образовательных
учреждений;
общеобразовательных
учреждений;
учреждений дополнительного
образования детей;
интернатных учреждений
(школ-интернатов и детских домов);
учреждений
начального профессионального образования;
учреждений
среднего профессионального образования;
учреждений высшего профессионального образования;
общественных организаций и объединений;
средств массовой коммуникации по направлению «Печатные
средства массовой информации»;
средств массовой коммуникации по направлению «Радиостанции»;
средств
массовой коммуникации по направлению «Телевидение»;
средств
массовой коммуникации по направлению «Internet-сайты»;
рекламных
агентств;
предприятий
и организаций любых форм собственности, компаний индивидуальных предпринимателей;
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НОМИНАЦИЯ – подводится на
муниципальном уровне
«Лучший добровольческий
поступок» среди физических лиц, зарегистрированных на форуме;
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НОМИНАЦИЯ
«Лучший
орган управления образованием и по делам молодежи – организатор добровольческой
деятельности» среди:
администраций
районов Чувашской Республики;
администраций
городов Чувашской Республики;
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ НОМИНАЦИЯ – подводится на
муниципальном уровне
(выдвигается
образовательным учреждением)
«Лучший
организатор добровольческой деятельности» среди:
воспитателей групп дошкольных
образовательных учреждений;
классных руководителей
класс-комплектов общеобразовательных учреждений;
педагогов дополнительного
образования, методистов учреждений дополнительного образования детей;
воспитателей, классных
руководителей групп, класс-комплектов интернатных учреждений (школ-интернатов и
детских домов);
мастеров
групп учреждений начального профессионального образования;
кураторов
групп учреждений среднего профессионального образования;
кураторов групп учреждений высшего профессионального
образования.
V.
Финансирование
Финансирование Марафона осуществляется за счет средств
организаторов и партнеров.
Контактная
информация: старший специалист I категории отдела молодежной политики и воспитательной
работы Минобразования Чувашии Краснов Борис Владимирович, г. Чебоксары, ул.
Ленинградская, 33, каб. 37, тел.: 62-25-41, 8-927-994-09-04, e-mail: molod8@cap.ru; boriskrasnov@yahoo.com,
ICQ 473226765.
Приложения:
Приложение № 1. Образец
оформления Банка данных добровольцев
Приложение № 2. Образец
оформления Банка добровольческих команд
Приложение № 3. Образец
оформления Банка добровольческих инициатив
Приложение № 4. Методические рекомендации по
формированию добровольческих команд
Приложение № 5. Методические рекомендации по
проведению проектных сессий
Приложение № 6. Форма плана мероприятий, проектов в
рамках Марафона добровольческих инициатив
Приложение № 7. Рекомендуемая структура индивидуального
дневника добровольца
Приложение № 8. Форма отчета о реализованных проектах
Приложение № 1
к положению о республиканском конкурсном
марафоне добровольческих инициатив «Спешите делать Добро!»
Образец
оформления Банка данных добровольцев
№ |
Ф.И.О. |
Место учебы, работы (класс, группа, факультет, курс) |
Период работы (указывается в месяцах, днях) |
Кол-во совершенных добрых дел** |
Кол-во благополучателей (чел.)*** |
Общий балл / место в рейтинге добровольцев**** |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
**Общее
количество совершенных добрых дел складывается из суммы дел каждого добровольца.
***
Рассчитывается по аналогии со столбцом № 5.
****
Общий балл = отношение суммы общего
количества совершенных добрых дел, благополучателей / к условному показателю 30 (3 критерия х коэфф. 10).
Например:
отношение суммы общего количества
отработанных часов (700), совершенных добрых дел (83), благополучателей (146)/ показатель
30 = 30,96.
Приложение № 2
к положению о республиканском конкурсном
марафоне добровольческих инициатив «Спешите делать Добро!»
Образец оформления Банка добровольческих
команд
№ |
Наименование команды |
Место учебы, работы (класс, группа, факультет, курс) |
Ф.И.О. и контактная информация руководителя |
Кол-во совершенных добрых дел |
Кол-во благополучателей (чел.) |
Общий балл / место в рейтинге команд * |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
* Общий
балл и место в рейтинге определяется по аналогии с приложением № 1, при условии,
что число показателя равно 300.
Приложение № 3
к положению о республиканском конкурсном
марафоне добровольческих инициатив «Спешите делать Добро!»
Образец оформления Банка добровольческих
инициатив
№ |
Наименование проекта, программы |
Наименование команды – исполнителя |
Место учебы, работы (класс, группа, факультет, курс) |
Кол-во совершенных добрых дел |
Кол-во благополучателей (чел.) |
Сумма привлеченных к реализации проекта средств
(руб.)* |
Общий балл / место в рейтинге проектов ** |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
* Критерий
привлечения средств к реализации проекта определяется по следующей формуле: отношение суммы (например, 5000 руб.) к условному показателю 1000 = 5.
**
Общий балл и место в рейтинге определяется по аналогии с приложением № 1, при
условии, что число показателя равно 400 (с добавлением критерия привлечения
средств к реализации проекта).
Приложение № 4
к положению о республиканском конкурсном
марафоне добровольческих инициатив «Спешите делать Добро!»
Методические рекомендации по формированию
добровольческих команд
Ничто не возвышает личность
как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу,
служение обществу.
Формирование у подрастающего
поколения активной гражданской позиции не представляется возможным без его
вовлечения в процесс социально-значимой для местного сообщества деятельности и
начинается, прежде всего, с привития чувства уважения к людям Труда, с
признания величайшей его ценности.
Общественно полезная
деятельность человека рассматривается как труд, осуществляемый на добровольных
и инициативных началах в пользу общества и не подразумевающий под собой
извлечение какой-либо материальной, финансовой выгоды.
Республиканский конкурс отрядов юных добровольцев среди дошкольных образовательных учреждений,
общеобразовательных, интернатных учреждений, учреждений дополнительного
образования детей Чувашской Республики и добровольческих
команд среди учреждений профессионального образования организуется в целях
формирования у детей и молодежи активной, социально-ориентированной позиции
через их приобщение к добровольческой деятельности. Добровольческое движение прививает чувство ответственности не только за
собственные действия, но и за личную роль в развитии общества, воспитывает
качества организатора, доброжелательность, заботливость и трудолюбие.
Отряд юных добровольцев / добровольческая команда – добровольное объединение
детей и молодежи, созданное с целью оказания посильной поддержки в решении
актуальных проблем местного сообщества, помощи нуждающимся категориям
населения.
Добровольческое объединение формируется исключительно из
групп, класс-комплектов, академических групп участников конкурса под
руководством курирующих педагогов (воспитателей, классных руководителей,
методистов, мастеров, кураторов).
Процесс формирования и
организации деятельности добровольческого объединения состоит из следующих основных
этапов:
I.
Введение в добровольчество (тематические уроки добра
(классные часы), знакомство с понятиями «добро», «доброта», «добродетель»,
«добровольчество», коммуникативные площадки о роли личности в обществе и пр.). Формы введения зависят от возрастной
категории детей и молодежи, их потребностей и мировосприятия.
II.
Выявление инициативной группы, желающей принять участие в работе объединения.
Путем различных
педагогических и психологических методов исследования мнения общественности
(опрос, тестирование, анкетирование и пр.) с учетом ценностных ориентаций
выявляется группа (это могут быть не все!) заинтересовавшихся идеей
добровольного служения обществу. Проведение внутри объединения психологических
(может быть, ролевых) игр определяется руководитель объединения. Кроме того, в
дополнение к коллективной творческой деятельности особую важность имеет
проведение специального курса игр и тренингов на командообразование.
III.
Разработка имиджа и стиля объединения (символика, атрибутика, форма, основы корпоративной культуры).
Данный блок предполагает
разработку визитной карты объединения (логотипа (символа, эмблемы), отличительного
знака, девиза (слогана), флага, формы, свода правил и принципов (устава), Internet-страницы
и пр.), а также эскиза дневника добровольца. Крайне важно в целях пропаганды и
формирование положительного узнаваемого имиджа использование разработанных
материалов в работе объединения.
IV.
Определение целей и потребностей членов объединения, направлений деятельности,
системы поощрения
Область применения
добровольческих усилий может быть выявлена исходя из потребностей администрации
образовательного учреждения, микрорайона образовательного учреждения, сельского
(городского) поселения. Сфера деятельности может быть четко сформулирована на
основе совместно составленной членами объединения и партнерами карты помощи по
обозначенным в положении о проведении Марафона направлениям. Немаловажным
аспектом формирования и уточнения плана работы является проведение внутри
объединения (возможно с участием родительской и иной общественности) проектной
сессии (приложение № 5), результатом чего станет оформленный проект (программа)
действий.
Стоит иметь в виду, что
содержание деятельности определяется с учетом особенностей
психолого-педагогического и физического развития, возраста членов объединения.
Так, для детей
дошкольного и младшего школьного возраста вполне приемлемы такие виды
работ, как изготовление поделок-сувениров для пожилых, ветеранов; проведение
показательных уроков добра; постановка и показ сказок; ремонт книг в
библиотеке; посильная помощь родителям, учебному заведению; разбивка цветочных
клумб; оформление выставки рисунков на тему «Добро» и т.д.
Представителям среднего школьного
возраста
под силу организация работы по заявкам «Почты Добра»; проведение различных праздников
в начальных классах и детских садах; организация субботников в микрорайоне
образовательного учреждения, на пришкольном участке; изготовление скворечников
с последующей установкой на объектах; оказание адресной помощи пожилым,
одиноким людям и инвалидам, ветеранам; организация работы школьной пресс-службы
в целях освещения результатов совершенных отрядами юных добровольцев добрых дел
в рамках Марафона и т.д.
Старший школьный возраст:
- организация работы
курьерской службы (разнос пригласительных писем от имени школы ветеранам войны
и труда ® разведка добрых дел*®
формирование банка данных ® распределение ролей ®
реализация).
* Разведка добрых дел – это форма работы обучающихся, тесно связанная с
принципом самостоятельной деятельности отряда, предусматривает выявление
различных объектов, где необходима помощь. Данная форма работы дает возможность
устанавливать тесную связь отрядов с различными организациями, что приводит к
повышению эффективности труда.
- проведение опроса
общественного мнения по вопросам «Что такое добровольчество», «Принимаете ли Вы
участие в Марафоне Добра?» и т д.;
разработка и оформление
уголка Добра; организация работы школьного пресс-центра; выявление актуальных проблем лесных территорий: очистка
родника, борьба с эрозией почвы; ликвидация мест скопления мусора;
благоустройство лесных костровых мест; рейд по аллеям города (микрорайона),
очистка от мусора; работа по заявкам «Почты Добра»; благоустройство памятников воинской славы (ремонт и
покраска ограждения, посадка цветов, при
необходимости, посильная реставрация памятника) и др.
Учащиеся
и студенты учреждений профессионального образования – организация добровольческой деятельности, к
примеру, по профилям получаемого образования (молодежные консультации и пр.), а
также – адресная помощь ветеранам, лицам пожилого возраста, детям-сиротам,
инвалидам.
V.
Схема построения деятельности
Основополагающими документами в деятельности добровольческого
объединения являются настоящее положение, Банк данных добровольцев (приложение
№ 1), Банк добровольческих инициатив (приложение № 3), план работы (приложение
№ 6), отчет о реализованных проектах (приложение № 8), а также командный
дневник добрых дел, отражающий наименование и состав добровольческого
объединения, содержание деятельности, отзывы, впечатления добровольцев.
Каждый ребенок дошкольного, младшего и среднего
школьного возраста оформляет на себя дневник добровольца (приложение № 7), дети
и молодежь старшего возраста в индивидуальном порядке регистрируются на форуме
Марафона www.molgorod.info. Сведения о совершенных в течение года добрых делах
заносятся соответственно в дневник и на форум.
В январе 2008 года на сайтах образовательных
учреждений размещается баннер «Марафон добровольческих инициатив» с указанием
перечня добровольческих команд и добровольцев образовательного учреждения
(приложение № 2), запланированных проектов (приложение № 3), совершенных добрых
дел (дата, наименование дела, количество добровольцев, благополучателей, фото-,
видео-материалы, публикации в периодических изданиях в отсканированном
формате). после размещения баннера на сайте образовательного учреждения на
адрес электронной почты molod8@cap.ru; boriskrasnov@yahoo.com в республиканский
Координационный комитет в свободной форме направляется заявка на участие.
В течение всего года ежемесячно (до 5 числа следующего
за отчетным месяца) следует пополнение баннера
информацией (приложение № 8).
Ежемесячно республиканский Координационный комитет с 5
по 10 число следующего за отчетным месяца проводит мониторинг сайтов и
формирует рейтинг участия органов управления образованием и по делам молодежи
администраций районов и городов Чувашской Республики, образовательных учреждений в Марафоне.
В завершение Марафона с 20 по 30 ноября 2008 года добровольческие
объединения, образовательные учреждения, органы управления образованием и по
делам молодежи администраций районов и городов Чувашской Республики размещают
на своих сайтах итоговые материалы работы с мультимедийной презентацией или
видеороликом, выдвигают лучших представителей Марафона для участия в
республиканском этапе конкурса добровольческих команд.
Приложение № 5
к положению о республиканском конкурсном
марафоне добровольческих инициатив «Спешите делать Добро!»
Методические
рекомендации по проведению проектных сессий
I/ Основные циклы реализации
проекта
1. Зарождение и формулировка проекта:
q
Метод
мозгового штурма;
q
Распределение
ролей исполнителей проекта;
q
Определение
формата мероприятий проекта;
q
Определение
целей и задач проекта;
q
Оценка
ресурсов, поиск партнеров проекта;
q
Составление
календарного плана реализации проекта;
2. Планирование проекта;
3. Реализация проекта;
4. Завершение и оценка результатов
проекта.
II/ Основные шаги планирования
1. формулировка цели (то, ради чего проект создается);
2.
анализ возможностей (SWOT-анализ): strong, weak opportunities trades
Сильные стороны организации |
Слабые стороны организации |
Материальные и кадровые
ресурсы, наличие специальных навыков |
Анти-альтернатива сильных
сторон |
Возможности |
Угрозы |
То, что может поспособствовать
развитию организации, возможности организации |
То, что негативно может
сказаться на развитии проекта, организации в целом (форс-мажорные
обстоятельства) |
3. выбор основной стратегии реализации проекта (исходя из
результатов SWOT-анализа);
|
возможности |
угрозы |
сильные стороны |
СиВ
Оптимальные условия
реализации проекта «Солнечный свет» |
СиУ
|
слабые стороны |
СлВ
|
СлУ
Негативные условия
реализации проекта «Тьма» |
4. детализация проекта по шагам (временные, отдельные
виды деятельности, этапы и т.д.);
5. определение количественных критериев для каждого шага
реализации проекта;
6. определение временных затрат на реализацию каждого
шага проекта;
7. определение последовательности шагов в реализации
проекта (могут быть параллельными);
8. определение издержек в реализации проекта (то, на что
придется потратиться) – бюджета;
9. определение исполнителей проекта (распределение сфер
реализации проекта между участниками организации – пропись должностных
инструкций);
10. дополнительная подготовка участников проекта к его
реализации (то, чему надо научиться);
11. выработка процедур и политик (формы встреч,
взаимоотношения).
!!! Если проект не принес
ощутимых результатов, значит необходимо пересмотреть формулировку цели и
содержания мероприятий.
Если
же проект завершился успешно, то необходимо рассмотреть его дальнейшее развитие.
Необходимо
помнить об информационном сопровождении (PR-технологиях) в процессе реализации проекта.
III/ форма ЗАЯВКИ проекта
1.
* Титульный
лист (название проекта, имя и
координаты организации, руководитель проекта, координатор, бухгалтер,
запрашиваемая сумма, сумма проекта);
2.
* Краткая
аннотация проекта (краткое изложение
проекта на одной странице, кто, почему, кому нужен, каким образом,
продолжительность реализации, сумма);
3.
* Описание
организации (история, миссия, цели и
задачи, успехи);
4.
* Обоснование
необходимости проекта (описание
проблемы, на решение которой направлен проект: актуальность, причины
возникновения данной проблемы, ее развитие, статистика, высказывания политиков
(федеральных, региональных), как совпадает тематика проекта с его названием);
5.
* Цели (общие утверждения, которые не оцениваются
количественно) и задачи проекта (как изменится проблема с использованием
указанных задач);
6.
* Описание
проекта (стратегия и механизм
достижения целей, цели и задачи, ресурсы, исполнители, объект проекта, хроника
решения установленной проблемы
(существующие проекты подобной тематики);
7.
Рабочий
план реализации проекта (дата,
мероприятие/действие, ответственное лицо, место проведения);
8.
* Конкретные
ожидаемые результаты реализации проекта
(цифры, прилагательные, качественные результаты: усиление…);
9.
* Механизм
оценки результатов реализации проекта
(как будет оцениваться эффективность проекта, следствия проведенных действий:
списки, результаты анкетирования, рефлексия, количественные показатели, отзывы
о реализации проекта авторитетных в этой области лиц);
10.
Дальнейшее
развитие проекта (следствия
реализации проекта);
11.
Дальнейшее
финансирование проекта (без участия
грантодателя, потенциальные партнеры проекта);
12.
Эффект
реализации проекта (в долгосрочной
перспективе – 2-5 лет);
13.
* Бюджет
проект (с комментариями).
Примечания:
*
- пункты, обязательные для любых типов заявки!
К заявке, как правило, прилагаются:
Ф.И.О. и координаты рекомендующих сторон к реализации
организацией-заявителем проекта.
– сумма расходов на все
действия в процессе реализации проекта.
Разделы бюджета:
В смету расходов также
стоит вносить и все волонтерские работы, аренду помещения, амортизацию оборудования
(12% от стоимости оборудования в год).
Заработная плата* количество месяцев |
S |
Запрашиваемая у фонда сумма |
Собственные средства |
|
|
|
|
!!! Обязательно наличие гарантийного письма от партнера
проекта, выражающего готовность выделить средства на его реализацию.
Комментарии:
Например,
какой специалист, для чего привлекался, количество отработанных им часов, его
функции, исходя из размера заработной платы специалиста, например, по связям с
общественностью в регионе, определяется сумма оплаты его труда и отражается в
бюджете.
Приложение № 6
к положению о республиканском конкурсном
марафоне добровольческих инициатив «Спешите делать Добро!»
Форма плана
мероприятий, проектов в рамках
Марафона
добровольческих инициатив
Наименование добровольческой команды
Ф.И.О. руководителя команды
Наименование проекта
Контактная информация (телефоны, адрес электронной
почты)
№ |
Действие в рамках проекта |
Дата реализации |
Место реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
*
Деятельность в рамках Марафона планируется на весь период Года добрых дел в
рамках реализации одного проекта (на одну команду согласно положению).
Приложение № 7
к положению о республиканском конкурсном
марафоне добровольческих инициатив «Спешите делать Добро!»
Рекомендуемая структура индивидуального
дневника добровольца
1.
Фамилия, имя, отчество воспитанника, обучающегося
2.
Наименование образовательного учреждения
3.
Группа, класс, отделение (кружок, секция, студия и пр.)
4.
Наименование добровольческой команды (отряда)
5.
Сведения о совершенных добрых делах (дата, наименование доброго дела,
количество благополучателей)
6.
Общее количество затраченных часов, благополучателей в разрезе каждого месяца и
за 2008 год в целом (в период с января
по ноябрь)
7.
Размышления о деятельности
* Форма дневника добровольца
разрабатывается и тиражируется самостоятельно каждой группой, классом-комплектом,
отделением (кружком, секцией, студией и пр.).
* Оригинальность разработанного дневника
является одним из критериев оценки деятельности добровольческих команд.
Приложение № 8
к положению о республиканском конкурсном
марафоне добровольческих инициатив «Спешите делать Добро!»
Форма отчета
о реализованных проектах
Наименование добровольческой команды
Ф.И.О. руководителя команды
Наименование проекта
Контактная информация (телефоны, адрес электронной
почты)
№ |
Действие в рамках проекта |
Дата и место реализации |
Кол-во добровольцев (чел.) |
Кол-во благополучателей (чел.) |
Общая сумма привлеченных средств (руб.) |
Кол-во прилагаемых материалов (статей, аудио-,
видео-материалов, полиграфической продукции) |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
8 |
* Количество
совершенных добровольцами добрых дел в рамках проекта не должно быть меньше
количества добровольцев в команде.
* Неполное оформление отчета является
основанием отказа в рассмотрении материалов в рамках конкурса.