Что должен знать потребитель
Проблема незаконного оборота промышленной продукции сегодня приобретает наибольшую актуальность, поскольку незаконный ввоз, производство и оборот контрафактной и фальсифицированной продукции, не только способствует недобросовестной конкуренции на потребительском рынке, но и наносит ущерб экономике государства и престижу страны, вводит потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и происхождения продукции, может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя.
Понятие «контрафактной» продукции определено в п.1 ст. 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) - «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными». Здесь же, в п. 3 ст. 1519 ГК РФ указано, что - «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными».
Таким образом, в случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом. (п. 4 ст. 1252 ГК РФ)
Определение понятия «фальсификации» дано в Федеральном законе Российской Федерации от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» - «фальсифицированные пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия - пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы, и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной».
Анализируя соотношение понятий «контрафактная» и «фальсифицированная» продукция, необходимо отметить, что контрафактная продукция всегда одновременно будет являться и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция (не соответствующая представленной о ней информации с заведомо измененным составом) может не являться контрафактной.
Проблематика незаконного оборота промышленной продукции значительно затрагивает следующие отрасли промышленности: пищевая, фармацевтическая, медицинская, легкая, топливная, лесная, автомобильная, производство строительных материалов.
Основные способы незаконного оборота промышленной продукции осуществляются за счет:
• несоответствия состава, свойства продукта заявленным характеристикам;
• подделки под известные бренды;
• производства под собственным товарным знаком продукции, которую потребитель может принять за известный бренд в силу схожести названия и оформления;
• несанкционированного, неучтенного тиражирования товара;
• импорт оригинального продукта без ведома правообладателя.
За нарушения, выявленные в сфере контрафактной продукции ответственность предусмотрена следующими нормами:
Уголовным Кодексом Российской Федерации:
Статья 146 Нарушение авторских и смежных прав,
Статья 147 Нарушение изобретательских и патентных прав,
Статья 180 Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг).
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
Статья 7.12 Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав,
Статья 14.10 Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг).
В случае возникновения у потребителя хотя бы малейшего подозрения, что перед ним продукция сомнительного происхождения, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Межмуниципальный отдел МВД России «Урмарский», Управление Роспотребнадзора в Цивильском районе Чувашской Республики, Управление Россельхознадзора по Чувашской Республике и Ульяновской области.
Если гражданин приобрел товар и он оказался контрафактным (фальсифицированным), а ему при заключении договора не была предоставлена необходимая, полная и достоверная информация о товаре, то в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1(ред. от 04.06.2018) «О защите прав потребителей» (Закон о защите прав потребителей), он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном ст. 14 Закона о защите прав потребителей, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.
В случае неудовлетворения продавцом соответствующего требования гражданина добровольно, спор должен разрешаться исключительно в рамках гражданского судопроизводства. В соответствии с ч.ч. 2, 7 и 10 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) и с п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей «Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства».
При обращении с иском в суд «потребители, иные истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах»( п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей).
Наряду с компенсацией имущественного вреда, потребитель, на основании ст. 151 ГК РФ и ст. 15 Закона о защите прав потребителей, вправе потребовать также возмещения морального вреда, причиненного продавцом вследствие нарушения им прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии с взаимосвязанными положениями ч. 1 ст. 47 ГПК РФ и п. 5 ст. 40 Закона о защите прав потребителей, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
То есть, в случае обращения в суд (до вынесения судом первой инстанции решения по существу спора), потребитель вправе заявить ходатайство о привлечении Управление Роспотребнадзора в Цивильском районе Чувашской Республики для дачи заключения по гражданскому делу в целях осуществления возложенных на Роспотребнадзор функций и защиты прав, свобод и законных интересов потребителей.
В случае, возникновения вопросов связанных с незаконным оборотом промышленной продукции, каждый потребитель может обратиться в МВД России «Урмарский» по телефону (83544) 2-19-08, Управление Роспотребнадзора в Цивильском районе Чувашской Республики по телефону (83545) 2-13-30,civilsk@21.rospotrebnadzor.ru, отдел экономического развития, промышленности и торговли администрации Урмарского района (83544)2-16-09, 2-18-02, urmary_econom@cap.ru, urmary_econom1@cap.ru.