Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://urmary.cap.ru/
Помнится 1943 год. Где-то далеко-далеко гремит война. Гул артиллерийской канонады не доходит до нашей деревни. Но мы, детвора, хорошо знаем, что там, на поле боя, сражаются наши отцы. Ждем возвращения отцов с Победой. А за нами ухаживают бабушки. Матери в колхозных работах, мы их почти не видим. Однажды бабушка нас накормила. Вышла из-за стола, как заяц прыгаю по длинной скамейке. Сама же еще ни разу не видела живого зайца. Р-раз грохнулась на пол, вывихнула колено. "Быстрее надо в Шигали, там есть костоправ", - советуют встревоженные соседи. Меня завернули в тулуп, уложили в сани и на лошади увезли в Шигали. "Недалеко, только восемь верст, терпи, внучка", - пыталась меня успокоить бабушка. Лошадка бежит резво. Вот и Шигали показались. Старушка из Анаткаса потрогала-пощупала мое коленко, помазала мылом - поставила кость на место.
Конечно, Николай Иванов, живший в Турикасе, должен помнить ту старушку. Расскажу о нем дальше. Помню свою учебу в Шигалинской школе. А до этого ездили в Шигали в шерстобитку, она стояла на речке Шарбашке. Из всех окрестных деревень ездили туда для получения мягкой, пушистой шерсти. В том числе и мы, На Шарбашке родился и Коля Иванов. Мы, дети из Тенеева, после семилетки в Индырчах, поступали на дальнейшую учебу в Шигалинскую школу. И старше нас тоже... Мой отец, Николай Ахтимирович Ахтимиров, в годы учебы в этой школе был делегатом первого Всесоюзного съезда пионеров. Был в Москве, слушал выступления Максима Горского, Надежды Крупской.
Шигали - село большое. Турикас, Анаткас, Тинклер…, Речка Шарбашка течет по краям этих улиц. История школы богата. Сколько детей здесь получили знания, азы науки? Здание школы, расположенное между Турикасом и Анаткасом, каждое утро тянуло к себе. И теперь, по истечении многих лет, я еще отчетливо вижу красоту и доброту этой школы.
В короткие и морозные зимние дни трудно ходить в школу за восемь километров. Устраивались на квартиру. Деревня расположена вдали от лесов. Нелегко запастись дровами на зиму. Вот почему в Шигалях особо ценилась взаимовыручка. Одну зиму жили у соседа, а другую зиму - тот сосед у этого. Конечно, не все. Мы стояли на квартире у тети Маши. По Шарбашке били сильные родники. После уроков за водою ходили вместе с Николаем Ивановым. Ихняя улица тянулась по крутому берегу этой речки. Улица не длинная, вся в зелени. Мы жили на соседней улице. Вечерами вместе готовили уроки. Особенно памятны мне дни учебы в десятом классе. Куда пойти учиться? У Николая Иванова цель ясна: поступит на факультет истории и филологии Чувашского педагогического института. Он уже тогда писал стихи, но нам не показывал. Мы в классе были три Розы. Все трое любили дразнить. Возможно из-за этого нас особо не примечали.
Душа Коли Иванова тянулась к музыке. Играл на гармошке. Отцы наши не вернулись с войны. Матери нас вырастили без отцов. Отец Николая домой вернулся, но умер и Коля всегда был вместе с нами. По мере отдаления тех лет, я думаю, что игрой на гармони он успокаивал свою душу. Школа в Шигалях навечно в памяти. Большое ей спасибо, спасибо всем тем, кто учился вместе с нами.
И в Чебоксарах, в педагогическом институте, учились с Колей в одно время. Будучи студентом, он выбрал себе псевдоним Пархатар. В то время он немало стихотворений сочинял. Пархатар - псевдоним не плохой. Сам он человек благородный. Способности у него расширялись. Видимо потому, что с детских лет полюбил песни родного края, и это подстегнуло его закончить музыкальный факультет. Затем мы вместе работали в Урмарском районе. Мы учили детей в Арабосинской школе. А Николай Прокопьевич Иванов-Пархатар был директором детской музыкальной школы в районном центре. Всю душу вложил в это дело. Мы встречались, беседовали, делились своими мыслями, советовались. Конечно, уже не так, как в школьные годы. Слушаю песни Николая Прокопьевича и слышу говор речки Шарбашки. В эфире звучит песня "Страна родная" - перед глазами долина села Шигали, наша школа. Эх, слышали бы эти мелодии его отец и мать...
Всегда в сердце родная сторона у моего друга по учебе Николая Прокопьевича Иванова. Больше силы, больше энергии тебе, мой друг.